чибис |
Дата: Понедельник, 30-Дек-2013, 08:35:40 | Сообщение # 36 |
Тенкара поэт и выживальщик
Группа: Супермодераторы
Сообщений: 2396
Статус: Offline
| Отчёт-не отчёт... Скорее записки. Писал это несколько лет назад, когда ещё не был знаком с тенкарой. Обратите внимание, какая у меня была "поплавочная" психология - искать рыбу только на ямах... И, кстати, кое-какие намётки на бессмысленность иметь кучу разнообразных мух в коробочке проглядывались ещё тогда)))
Такой таинственный хариус.
Если взять всю нашу уже пройденную жизнь, всю целиком, и представить её чем-то всесодержащим и целостным - таким огромным деревом с множеством ветвей, отходящих от главного питающего ствола, и попытаться охватить её своим сознанием сразу, то мы неизменно наткнёмся на зарубки или затеси, на этом самом стволе жизни. Проведём по ним рукой, по каждой в отдельности, ощутим подушечками пальцев шероховатые ложбинки - вот эти уже затягиваются швами времени, а эти совсем свежие - метки жизни. Жизненные метки. Эти нацарапаны ещё детской рукой и мы видим имя нашей первой любви, эти глубокие, со всего маху поставленные - бесшабашная молодость. А вот и самые свежие - небольшие, аккуратные рубцы - осмысленная зрелость. И что же мы видим? Мы видим лишь яркие и эмоциональные мгновения, связанные с этими метками, самые важные в нашей жизни. Остальное (рутина, работа, карьера, беготня) утекает как песок сквозь пальцы, не оставляя зарубок на стволе. И мы вдруг понимаем, что зарубки - это и есть всё душевное, всё самое тёплое и дорогое, что есть в нашей жизни. Это может быть всё, что угодно - даже просто ассоциации, музыка, фильмы, любимые места и, конечно, семья, друзья, и снова вспышки мгновений... И вот моя ладонь натыкается на зарубку - она относительно свежая, ей лет семь, и мысли сразу улетают на горную речушку, текущую по девственным дебрям и в прозрачных звенящих водах мы замечаем её сказочного обитателя - парусоплавничного красавца хариуса... Вспышка...
Какой рыбак-сибиряк не знает эту благородную рыбку? Бесстрашная и осторожная, любопытная и привередливая, хитрая и капризная обитательница чистых ледяных вод всем знакома. Лично мне эта рыба пришлась по душе и своими местами обитания - я просто обожаю красоту горных речушек, да, именно небольших речек с порогами и заросшими берегами, заломами, перегородившими русло упавшими елями, журчаньем и бегом кристальной воды. Ну а как, оказавшись на такой речке, не попробовать поймать в ямке, под берегом, хитрого хариуса... Лёгкий взмах удилища, течение подхватило снасточку, и вот поплавок-с-ноготок резко занырнул, подсечка - и что-то там, в подводном царстве задёргалось, заупиралось, блеснуло серебристым боком. Мгновение - и хариус вылетает из родной стихии, падая тебе под ноги и нет тебя счастливее!
В том то и прелесть хариуса - добывание его (или охота) - исключительно динамичны, живы, натуралистичны. Пробираясь по непроходимым северным джунглям к заветной ямке или спускаясь по речушке, вы чувствуете себя юным натуралистом, не правда ли? Крадётесь как зверь, внимательно изучаете обстановку, "читаете" речку. Впрочем, маленькие реки гораздо проще "читабельны", в отличие от больших, таких как Енисей. На Енисее вообще часто сложно понять, где яма, а где мель, бровка, но об этом потом, сейчас мы о ручьях-речушках.
Думается, что даже начинающему рыболову станет ясно, что на речках-ручьях рыбу стоит искать на ямках, под берегами, корягами, - желательно в более глубоких местах, где есть хоть какое-нибудь укрытие. Как замечалось - если эта речка совсем маленькая, то глубина на такой "квартире" должна быть хотя бы по колено, но никак не по щиколотку. В таком месте существует возможность поймать что-нибудь покрупнее. Вот вы пускаете поплавок по главной струе, входящей в омут и теряющей свою силу и... бульк! что-то похожее на зацеп, но этот "зацеп" живой и сопротивляется. Не чудо ли только что произошло? Для меня каждая поклёвка на таких маленьких речках - это праздник и ликование души, ведь так долго шёл, пробирался сквозь тайгу и всё ради этого момента. Хариус в таких местах часто стоит прямо под струёй, у дна, или чуть сбоку, на границе быстрой и тихой воды, и хватает несомую потоком живность. Для него не составляет труда оторваться от дна ямки и подняться к поверхности, рассмотреть плывущее насекомое, схватить, или же "поцеловать" и мгновенно вернуться на исходную позицию. Особенно интересны участки, где струя делает сбой, начинает терять свою силу. Если в том месте или где-нибудь в непосредственной близости имеется хоть какое-нибудь укрытие, можно быть уверенным наверняка, что там он и стоит. Чем интересна ловля на малых реках, так тем, что каждая ямка неповторима и к каждой нужно находить свой подход, в прямом и переносном смысле этого слова. Бывают и такие "квартиры", когда думаешь: "Ну стопроцентное место", а рыбы в ней нет, а бывает, с какого-либо неприметного места, вдруг начинаешь вытягивать одного за другим... Это я всё про совсем маленькие речки, скорее большие ручьи говорю, там всё на "квартирах", ибо больше просто нет мест.
Но есть и речки покрупней, со своей долиной, где можно размахнуться снастью, не боясь зацепиться, или боясь, но всё же с осторожностью, возможно. Ширина таких речек уже метров 10-15. Что мы видим здесь? Во-первых, увеличились глубины на ямах, особенно под скалами, а во вторых, с одной ямы можно попытаться изловить больше рыбы, а следовательно, и дольше на ней пробыть. К тому же, хариус, в зависимости от сезона, перемещается либо на плёсы, либо на перекаты, либо стоит на ямах - появилось большее ландшафтное разнообразие. В таких речках он дольше задерживается осенью, вплоть до снега и обледенения перекатов, даже зимует в необледеневающих ямах. И такие речки не менее живописны, я бы даже сказал, очаровательно прекрасны своей первозданностью. Побывав раз в этой маленькой, до чрезвычайности детализированной и уютной Вселенной, будешь искать с ней встречи снова и снова. И яркая сочная зелень, радующая глаз, и бегущая вода, равно как и ночной костёр, и приятная усталость, всё это будет вспоминаться долгими зимними вечерами, и не раз...
В таких речках, в самый разгар лета, хариус переходит на верховое питание - он подбирает с поверхности упавших насекомых. Очутившись в такое время на воде с поплавочной снастью и ловя на грузовую муху, рыболов рискует остаться без улова, как не раз бывало и со мной. До боли знакомая многим картина - ты видишь, что хариус в этом месте есть, замечаешь его выходы, меняешь десятую муху, но хариус отказывается её брать. Необходимо менять снасть и ставить верховую муху, тенкара или нахлыст давно просятся на эти строки, и они доставят истинное удовольствие их обладателям своей красотой ловли. Так вот, в разгар лета хариус на таких речках настолько сыт и привередлив, что нужно много терпения и опыта, чтобы его поймать. Желудки его просто забиты различными цикадами, жуками, комарами, вылетающими вечером.
Как-то я сходил с ночёвкой на речку Базаиха в середине июля с целью любования природой, а за одно и поимки хариуса. Пока пробирался по реке вверх, ища место для ночёвки, которое оказалось не так просто найти - берега оказались сильно заросшими, видел несколько всплесков. Но вот, наконец, я нашёл место. Пока готовил дрова и кипятил чай: стало вечереть, наконец, снарядившись в вейдерсы и вооружившись поплавочкой, зашёл в воду и стал спускаться вниз - к приглянувшемуся плёсу. То тут, то там вижу выходы, кидаю туда - хариус игнорирует грузовую муху. Тогда вяжу чуть выше поплавка коротенький поводок с верховой мухой. Хариус стал на неё кидаться! Это было что-то! Были просто выходы, у меня не получалось его засечь, но мне и этого было достаточно. А потом, часов около десяти вечера(если не позже) начался массовый лёт насекомых, это было что-то! Стрёкот цикад только усиливал эффект этого представления. Природа приподняла свой занавес, чем обескуражила вторгшегося в её лоно чужака, да и как сказать, чужака ли? Я стоял и смотрел на темнеющую воду - муху уже не было видно и вода вокруг кипела, словно шёл редкий крупный дождь. Кругом всё булькало и шлёпало. Парочку мне тогда всё-таки посчастливилось поймать. А потом была ночь, полная эмоций и тишины. Проснулся утром, неспешно собрался, мысленно попрощался с "лагерем", удочку в руки и вниз по реке, в надежде поймать ещё что-то. Но только речку словно подменили - ни вспеска, ни поклёвки, казалось, что хариуса здесь нет и то, что творилось здесь вчера, казалось каким-то сном. Не померещилось ли мне всё это? Но нет - два присоленных хариуса говорили об обратном... Так, прокидав все подходящие места, я и дошёл до тропинки, ведущей в цивилизацию, естесственно, без единой поклёвки...
Осенью, в октябре, со мной случались и оказии. Привыкнув к тому, что хариус там, где глубже, и прийдя на знакомое место, хариуса там не обнаруживаешь. Ни поклёвочки, ни всплеска. Складывается ощущение, что его в этой яме, переходящей в широкий плёс просто нет. Спустя несколько часов догадываешься, что яма пуста и начинаешь продвигаться вниз по руслу, прокидывая приглянувшиеся места, но снова ни выхода. Мелькает мысль: "Ну всё, скатился весь в Енисей", как вдруг на бурлящем и пенящемся перекате в водяном хаосе тебе кажется, что около проплывающей мухи был всплеск. Останавливаешься и прокидываешь - выход! Так вот ты где, родимый, что ты тут делаешь? Ручейников из-под камней выковыриваешь? Начинаешь изучать перекат внимательнее. На дне валуны, булыжники, да и глубинка, как ни странно, по колено есть точно. Собираюсь перезабросить и чувствую рывки - хариус сам сел на муху! Течение помогло засечься! А ведь выхода даже не заметил, так она быстро промелькнула. Кстати, тогда это были мои первые шаги в освоении верховой мухи с китайской маховой удочкой. Если бы не эта снасть, я бы, простояв три часа на яме, ушёл бы домой ни с чем, с твёрдой уверенностью, что "здесь рыбы нет". Так что бывает и так.
Малые речки мне гораздо ближе по душе, чем большие, но гораздо чаще приходится бывать на просторном Енисее в городской черте. Но рыбацкая страсть одна из самых загадочных штук в мире, и вот загадка, - чем больше ты ходишь на её величество Рыбалку, тем больше на неё тянет снова. На Енисее совсем другая атмосфера, здесь нет той близости, уединённости с природой, как на речках. Малые речки подскажут внимательному наблюдателю, где стоит рыба и, сделав заброс в то место, ты внутренне соберёшься и замрёшь в ожидании хватки. И окажешься прав - в примеченном тобой омуточке обязательно будет рыба. Первым будет самый крупный хариус, затем поменьше и так далее. Эти речки предсказуемы и уязвимы. Они, словно застенчивая невеста, берегущая свою невинность для того, кто, преодолев тысячи препятствий всё же доберётся до самого сокровенного и откроет ей душу, тогда и она откроет свои тайны, на миг ослепив тебя солнечным зайчиком. Главное не торопиться, не нахрапом всё делать, и не махать на неё рукой, мол, не поймёшь её, капризную.
На батюшке Енисее всё совсем не так, хотя... хариус - он и здесь хариус, и повадки его остаются такими же, разве что здесь он более откормлен и флегматичен. Хотелось бы поделиться некоторыми своими наблюдениями по поводу сего субъекта.
Итак, вообще, к чему я пришёл, какие сделал выводы для себя? Ещё одна интересная и положительная черта этой рыбки заключается в том, что хариус постоянно требует наблюдательности, вдумчивости. Он постоянно толкает к экспериментам, к чему-то новому, и каждый новый сезон ты открываешь для себя что-то такое, что тебя удивляет. Очень неплохо вести многолетний дневник, куда желательно записывать число, время активного клёва, место ловли, уровень воды, погоду, сработавшие мухи и... Луну. Да, сейчас я всё больше убеждаюсь, что Луна тоже оказывает немалую роль на активность хариуса. При ясной погоде в полную Луну хариус вообще у меня не брал, даже мелкий, говорят, да и прочитал я в одной книге, что самый лучший клёв на убывающую Луну. Вывод напрашивается только один - наблюдать и ещё раз наблюдать.
Не раз я задавался вопросом, а что наиболее главное? Место? Мухи? Погода? Уровень воды? И всё-таки пришёл к выводу, что в 80 процентах случаев, от места очень многое зависит. Конечно, выбор мухи весьма важен, но не настолько, чтобы... Впрочем, в остальных 20 процентах рыбалок уводила от безрыбья как раз нужная муха, на нужном месте. На счёт мух я пришёл к выводу, что вполне достаточно комплекта проверенных предыдущими годами сезонных обманок, по-крайней мере меня это спасает. Часто просто перед рыбалкой садишься и подвязываешь недостающие мухи, предварительно заглянув в дневник-блокнот, сопоставляешь места и решаешь, куда выдвигаться. Вы подумаете, разве можно делать такие разграничения как "место" и "муха"? Ведь при ловле хариуса всё важно! Но позвольте мне сказать несколько слов в своё оправдание - а что вы имеете в виду? Уровень воды? Да, когда он скачет, как ненормальный, хариус клюёт много хуже, вспышками, когда какие-то барабанщики в его черепной коробке перестают бить тревогу и затихают на недолгое время - происходит остановка прыгающего давления, тогда он начинает хватать всё без разбору, как полоумный, на каждом забросе. Только как вычислить эти вспышки? Как? Правильно, необходимо постоянство, нужно ходить на рыбалку постоянно и засекать время этих вспышек, для того, чтобы прийти завтра к этому времени и быть уверенным, что "ажиотах" повторится. Так часто и бывает, только Гэс в последнее время часто шалит - там, где вчера в это время было воды по колено, назавтра будет берег.
Но зато когда вода большая и держится на высоком уровне продолжительное время, какая чудная рыбалка с берега! Опять же, на памятных местах. С большой водой хариус выжимается силой струи с центра реки и жмётся ближе к берегу, где течение потише. Вот тут-то и оказывается наблюдательный харюзятник. И не прогадывает! Найдите место и поднесите муху ему под нос - в девяносто процентах случаев он не откажется. От практически любой обманки, соответствующей сезону. Погода? Да, при резкой смене погоды хариусу необходима пара дней, чтобы акклиматизироваться, здесь происходит перепад давления, плотности освещения и т. д. и т. п. Вывод напрашивается только один - не ходить на рыбалку в такое время. Но, как гласит поговорка и говорит моя жена: "Дурная голова ногам покоя не даёт", что часто и бывает. Так что погоду вычёркиваем.
Итак, место. Так как мы не аквалангисты и у нас нет эхолота, то, оказавшись на новых местах, даже на легендарных, проверенных "рыбных", мы не можем узнать, где тут ямки, приямки, бровки и т. п. Поэтому, отстояв и откидав полдня, мы разочарованно уезжаем с мизерным уловом. Знакомая всем картина, не правда ли?
Но в том то и дело, чтобы ловить хариуса всерьёз, необходимо его понять, нужно полюбить эту рыбалку и постоянно ходить на неё, и тогда, даже на самом, казалось бы, людном и пустом месте на глазах у изумлённых зевак вы будете ловить эту рыбу. Для успеха необходима хорошая память и умение представить, что там сейчас под водой творится - какой рельеф, есть ли рыба и т. д.
В мае на Частых был показательный пример этому. Приехали мы туда с женой и с приятелем в плохую погоду, дул холодный восточный ветер, пробрасывал снег. Рыбаков было немного, видимо, многие испугались такой погоды. У многих пусто. Собрал я свою тирольскую снасть и стал прокидывать старые места, где пару недель назад хариус клевал. Ни поклёвки, меняю мухи, дальность, угол заброса, передвигаюсь по берегу - ничего. И так проходит часа два. Вижу бегущую ко мне жену, машу ей, мол, не беги, я сам к тебе прийду - всё равно не клюёт, но она неимоверно приближается! Наконец, запыханная сообщает, что "Там дядька вытащил большую рыбу! На фиолетовую!" Ну что ж, вытащил так вытащил, но всё-таки перебираю всех своих фиолетовых мух - на них не берёт. Идём есть шашлык, а дядька этот стоит совсем рядом с нами и ловит тоже на тирольку. Наконец, он собирается домой, в садке один крупный хариус, под кило точно.
Отобедав, уточняю у жены точное место поимки и иду туда, где, на дальних забросах начинаются хватки. Все поклёвки происходят примерно в одной точке, я даже начинаю их предугадывать (многим знакомо это ощущение - сейчас, сейчас... - и действительно, следует поклёвка). Берёт на всё подряд. Что интересно, каждый новый пойманный хариус оказывается чуть меньше предыдущего. На глазах изумлённой жены в течении тридцати минут вытаскиваю пять хвостов, четыре схода, и всё - клёв резко прекращается. Вернее, заканчивается хариус. Да-да, хариус исстребим, да ещё как! И что же там было, в той точке? А чёрт его знает, вероятнее всего небольшая ямка или ложбинка, скопление булыжников, но суть не в этом. Суть в том, чтобы запомнить эту точку и месяц, когда там было что-то поймано. На будущее. Приметить. От таких "секретных" точек зависит многое. И вот ещё какая деталь, я замечал, что если сначала берёт крупный хариус (как в Частых у дядьки, которому удалось докинуть до "ямки", вероятно, всего один раз, иначе бы он наловил ещё), а потом мельче и мельче, значит ямка эта небольшая и скоро рыба из неё будет выловлена под чистую.
Приведу ещё один пример выбиваемости приямков. Было одно место у нас на примете, да всё не ходилось туда, честно говоря, как-то разуверились мы в нём, да и нужно забродники с собой тащить. В-общем русская лень-матушка. Но как-то с вечера с Володей Б. договорились облачиться в вейдерсы и сходить туда, проверить. Итогом того дня было более двадцати отборных хариусов. Брал практически на всё. Вода была низкой. Спустя три дня я снова оказываюсь на том месте. Вода высокая. В итоге ловлю пять хвостов. Дальше - меньше. В выходные идём туда втроём и ловим... Две рыбки. Хариуса нет - он просто кончился. И такое сплошь и рядом. Остаётся ходить с места на место в надежде поймать хоть парочку, что, впрочем, пока удаётся.
Вот такие вот наблюдения.
Будь внимателен и отрешен, ибо цвет лилиана изменчив и непостоянен.
|
|
| Подсказка. Чтобы процитировать фрагмент сообщения, выделите его курсором и нажмите кнопку "Цитата" | | |
| |