Лабиринты ума
Если ранее, о чем пишут многие наши отечественные интернет-авторы своих статей и заметок, копируя под кальку зарубежные, в большей мере скоропалительные мнения, Тенкара определялась как рыболовная снасть японской бедноты, пришедшая к нам почти без изменений из глубины веков средневековой Японии, а на этом очень зыбком основании строились все выводы по применению этого стиля, то сейчас уже появляются более взвешенные суждения независимых экспертов по всему миру, ясно говорящие о том, что современная тенкара это совсем не рыболовная снасть низшего сословия, а нечто совсем иное. Это нечто иное, имеет своими корнями иную, отличную от современной мировоззренческой культуры, фундаментальную основу восприятия мира.
Так что же такое Tenkara (テンカラ) на самом деле? Давайте попробуем непредвзято посмотреть, насколько это возможно, сторонними глазами на сам термин "Тенкара Стиль" и, несмотря на запутанность вопроса, все же попробуем разобраться во всех противоречивых определениях этого во многом нового для отечественной культуры понятия и расставим акценты в нужных местах.
В немалой степени запутанности этому вопросу придают и всевозможные "выводы" ангажированных экспертов, которые пытаются балансировать на острие ножа между самодостаточностью тенкара стиля и известными стилями в классическом нахлысте (fly-fishing), пытаясь тем самым подвести фундамент под это неуловимое нечто, что принято называть сейчас тенкара. Причина такой реакции вполне объяснима.
С одной стороны не хочется вдумчиво разбираться во всех хитросплетениях истории вопроса, с другой стороны мешает привычка сопоставлять новое с известными моделями-понятиями, которые закрепились в современной культуре в форме банальных стереотипов. Просто так удобнее в обыденной жизни, незачем загружать себя излишним потоком информации, так удобнее и в привычном для себя рыболовном бизнесе, в котором торговля тенкара снастями занимает совсем незначительную часть доходов от торговли более прибыльными товарами. Формулировки, которыми для "простоты" награждают эту снасть, поистине достойны сатирического пера Михаила Задорнова или Михаила Жванецкого.
Как только не называется эта снасть. Это и "обрезанный" нахлыст по аналогии с известным ближневосточным культом обрезания. Это и "глухой" нахлыст по аналогии с известным физиологическим недостатком восприятия мира при помощи слуха. И так далее и тому подобное. Разумеется, подобные определения в немалой степени способствуют закреплению в любопытствующих умах донельзя упрощенно - плоской картинки восприятия самой сути этой снасти, отвращающей уже на пороге от себя всех тех, кто искренне пытается узнать об этом удивительном феномене современности значительно больше. Можно было бы в том же стиле назвать стиль тенкара "слепым" и "хромым" нахлыстом, и это было бы смешно, если бы не было так грустно и серьезно одновременно.
Новое мировоззрение
Все встает на свои места, как только мы попытаемся сопоставить феномен тенкары с теми явлениями в современной культуре, которые происходят уже сейчас, на наших глазах. Всеобщее стремление в динамично изменяющейся картине мира обрести надежную устойчивую опору в ее восприятии является одним из самых древних приобретений человеческой культуры. Вся история науки и искусства является тому самым весомым доказательством. На переломе эпох, в самые нестабильные времена, рождались самые значительные открытия прежде всего в духовной сфере.
Совсем не исключением из этого правила является и феномен отказа от пресыщения, эклектики, от всепоглощающего потребительства. Невольный подсознательный отказ от растительно-бездумного, животного существования невольно приводит к переоценке основы основ, самих жизненных ориентиров. Сегодня проблемы экологии известны и горячо обсуждаемы далеко не только в узких научных сообществах или в закрытых от общественности элитных политико-экономических объединениях и клубах. Проблема умного рачительного отношения к Природе уже давно стала темой школьных учебных занятий, сегодня об этой проблеме знают уже все. Это признак времени.
На подобном фоне не могли не взойти ростки нового отношения не только к природным богатствам, но и прежде всего к самим себе. И далеко не парадоксом современности можно назвать появление сегодня вещей, предметов, произведений искусства, дизайна и архитектуры, которые воплощают в себе слияние новейших инженерных технологий, новейших материалов с идеями простого и ясного отношения к жизни. Этот симбиоз нового и отфильтрованного временем "старого" является наглядным свидетельством перемен, происходящих в современной культуре.
Как только мы начинаем рассматривать происходящее сегодня под подобным углом зрения, так тут же становится понятным отказ, в самой ранимой части мировой рыболовной культуры, от излишеств и вычурности сначала в рыболовных снастях, а затем и отказ от потребительского отношения к рыбным богатствам. Принцип "Поймал - отпустил" сегодня уже не просто экстравагантный призыв некоторых представителей зеленого движения ради громкого словца, это сегодня стало уже выношенной необходимостью действия. Стремительно прогрессирующее оскудение "даров" Природы на одном полюсе является точно таким же знамением времени как и достижения в науке и технике на другом.
Итак, с одной стороны, достижения цивилизации, от которых по понятным причинам предоставляемых ею благ не хочется в полной мере отказываться, а с другой стороны, ощущение необходимости на подсознательном уровне изменения существующего порядка вещей в этом мире неизбежно приводит уже не только отказу и к протесту против отживших свое ценностных установок, но уже и к созданию альтернативного нового. К рождению новой идеи жизни, к ее стилю.
Стиль жизни
Эстетика минимализма это не просто дань моде, это уже состоявшееся культурное явление современности. Наглядным тому свидетельством являются произведения искусства, дизайна и архитектуры, литературы, музыки. Но и не только в этих заповедных ранее областях элитной культуры, но и на уровне обыденности и повседневности. Это уже неоспоримый факт современности. Проявляется он при этом в различных областях культуры по-разному, сохраняя однако везде свои родовые признаки нетерпимости к излишеству и украшательству, везде и во всем стремясь к краткости и выверенности информации. Соединяя в себе высокие инженерные технологии с идеями любования простыми явлениями жизни во всех своих ипостасях, минимализм (как эстетический принцип) уже заявляет о себе практически повсеместно.
Эти внутренние процессы общественного самоосознания не могли не коснуться всего того, что принято называть второй (рукотворной) природой. Маятник отношения к миру качнулся от избыточности и вычурности к простым и понятным вещам: к лаконичности и остроте мысли, суть которых проявляется далеко не сразу, а постепенно словно вкус и аромат дорогого марочного вина. Меня часто просят дать понятное и ясное определение Тенкара стилю. Разумеется, понимая при этом не только и не столько определение рыболовного стиля, предполагая при этом более развернутый ответ на вопрос:
И все же, что такое Тенкара?
Тенкара стиль это способ элитарного вида досуга подобно аристократическим хобби и увлечениям, среди множества которых, например, можно назвать гольф и теннис. Тенкара стиль это не просто дорогая удочка с комплектующими и аксессуарами, изначально избавленная от всего лишнего, она лишь внешне проста и кажется от того слишком дешевой и не внушающей к себе уважения снастью, отнюдь, тенкара это достаточно дорогое удовольствие, приносящее ее владельцу максимально возможное количество ярких и незабываемых эмоций. Овладение искусством тенкара подобно искусству игры на тонком и изящном музыкальном инструменте, требующим сосредоточенности и проникновения в таинства Природы.
Тенкара это еще и стиль жизни. Достичь элегантной простоты в стиле жизни совсем далеко не просто. Жизнь на самом деле полна удивительнейших вещей, которые в суете будничных забот, давно под собой погребли нашу способность удивляться кажущейся простоте: солнечным бликам в ажуре ветвей, капле росы, летящей бесконечно сквозь века, невзрачной былинке, пристально всматривающейся в свое отражение в ручье... Тенкара возвращает нам это счастье удивления и узнавания.
Тенкара стиль это особенный способ видеть суть привычных казалось бы вещей, тенкара стиль учит как можно достичь единства не только с Природой, а прежде всего с самим собой.
Продолжение, часть №2 смотрите и читайте ЗДЕСЬ.
Об эстетико-культурных и исторических предпосылках Тенкара стиля лучше всего прочитать в моем блоге ЗДЕСЬ.
Кроме того можно также прослушать эту аудиокнигу. Она адресована всем тем, кто хочет научиться упрощать свою жизнь, не жертвуя удобством и здравым смыслом. В век сложных технологий голова идет кругом и хочется ясности и простоты. А простота - это, по сути, просто здравый смысл. Гуру дизайна, профессор Массачусетского технологического института Джон Маэда сформулировал десять законов, которые помогают сбалансировать простоту и сложность в бизнесе, технологиях, дизайне и жизни вообще. Эти законы - прекрасное пособие по достижению максимальных результатов с наименьшими усилиями.
Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь Автор: Джон Маэда Издательство: Альпина Бизнес Букс Год издания: 2008 Язык: Русский Формат: mp3 Время звучания: 2 часа 38 минут Читает: Олег Бурделов
|